Советы экспертов
1
0
дней
0
6
часов
4
6
минут
5
3
секунд
Акция
Вторые очки в подарок
RUB
RUB
USD
EUR
UAH
Call-центр
8 800 250-59-59
Ближайший салон
Контакты
ГлавнаяПолезноСоветы экспертовКак очки помогают водить машину в темноте?

Советы экспертов

Как очки помогают водить машину в темноте?

09.03.2016

Плохая видимость, снегопады, увеличенный тормозной путь и прочие неприятности зимней дороги опасны и для водителей, и для пешеходов. Однако с недавнего времени мировые производители оптики заявили о специальной оптике для сумерек, которая увеличивает четкость зрения и позволяет избежать ДТП. Звучит заманчиво — но так ли она эффективна на самом деле? С этим вопросом мы обратились к постоянному эксперту журнала «Роскошное зрение», главному офтальмологу Самарской области Андрею Владимировичу Золотареву.

Первый и главный вопрос: почему в сумерках мы видим хуже?

Чтобы разобраться в этом, давайте для начала поговорим о физике. Как вы думаете, чем сумеречное зрение отличается от обычного, дневного?

Количеством солнечного света?

Этим тоже, но в первую очередь — шириной зрачка. Казалось бы, какая разница — узкий зрачок или широкий. Оказывается, разница принципиальная. Дело в том, что человеческий глаз — это «живая фотокамера» с огромным разрешением: порядка 100 мегапикселей. Это значит, что в теории качество картинки, которую мы видим, может быть просто фантастическим. Но почему же тогда мы не всегда видим идеально? Это высокое качество ограничивают возможности оптики — то есть особенности нашего глаза. А с точки зрения физики он далек от совершенства из-за большого количества аберраций.

Аберраций — значит, искажений?

В это понятие мы включаем все, что отличает оптическую поверхность от идеала. Неважно, идет ли речь о глазе или о линзе фотокамеры. Аберрации — те неравномерности и неправильности, которые мешают четкой фокусировке в одну точку. Логично предположить, что в итоге мы получаем менее четкое изображение. Безусловно, с одной стороны, аберрации вредны. А с другой — в живой системе нет ничего неправильного. Если, конечно, эта живая система здорова. Поэтому в норме глаз всегда должен иметь некоторый процент оптических аберраций. Их количество зависит от величины зрачка. Широкий зрачок пропускает в глаз больше искажений, вызванных аберрациями, узкий — меньше.

Что это значит на практике?

Все просто: принято думать, что в сумерках зрение снижается потому, что на фоточувствительную сетчатку попадает меньше света. Но это не основная причина. В первую очередь мы видим плохо потому, что в сумерках зрачок расширяется, а значит, увеличивается и количество аберраций. Именно поэтому зрение становится менее острым. Впрочем, есть свои исключения. К примеру, встречаются люди, у которых исходная острота зрения от природы больше ста процентов. У них сумерки практически не влияют на качество зрения.

Неужели такое бывает?

Конечно. Сто процентов зрения — всего лишь условная цифра, а вовсе не абсолют. Некоторые видят, что Венера — планета не в виде звезды, а в виде серпа, наподобие маленькой луны. Понятно, что с таким низким от природы количеством аберраций и сумеречное зрение практически не ухудшается. Но не надо забывать, что это все же исключение. Большинство людей в темное время суток видит хуже, поскольку глаз просто не в состоянии четко фокусироваться.

Получается, чтобы хорошо видеть в сумерках, нужно просто устранить эти аберрации, то есть искажения?

Совершенно верно — насколько это возможно. Есть такое понятие, как «карта аберраций», которая описывает все неровности поверхности глаза. В идеальном случае карта должна быть ровная и гладкая, однако на деле это встречается крайне редко. Если посмотреть на глаз через специальный прибор — аберрометр, то мы увидим и горы, и впадины.

Как же их можно выровнять?

Способов несколько. Один из вариантов — эксимер-лазерная коррекция, которая позволяет привести роговицу в идеальное состояние. Такие операции мы проводим, когда нужно устранить дальнозоркость или близорукость и заодно привести в порядок «карту аберраций». Если хирургическое вмешательство не требуются, используем другие методы. Один из самых интересных — ношение очков для сумерек, которые появились на рынке сравнительно недавно. Правда, есть один принципиальный момент — в них должны быть установлены индивидуальные линзы. Только при этом условии получится четкое топографическое соответствие аберраций глаза и «анти-аберраций» на линзе.

«Анти — аберраций»?

Вот представьте — у нас есть некий ландшафт, на котором находятся горы и впадины. Стоит задача этот ландшафт выровнять. Что мы будем делать? Убирать холмы и засыпать впадины. Оптическая карта глаза включает в себя точно такие же неровности, которые и являются причиной нечеткого зрения. Значит, чтобы привести ситуацию к идеалу, поверх глаза нужно наложить некое оптическое средство, которое по месте и силе совпадет с неровностями глаза, но будет противоположно по знаку. То есть там, где на глазу находится оптическая «яма», на линзе должна появиться оптическая «гора» и наоборот. Поэтому так важно носить индивидуально изготовленную линзу. Универсальность в вопросе оптики для сумерек, к сожалению, не работает. Кроме того, необходима очень высокая квалификация специалиста и профессиональное оборудование.

Такие очки можно носить только в сумерки?

Они улучшат остроту, контрастность и четкость зрения в любом случае. При ярком свете тоже будут полезны, но наибольший эффект принесут, конечно, именно при плохом освещении.

Почему считается, что сумеречное зрение — проблема автомобилистов?

Это проблема любых нестандартных условий — вождения автомобиля в первую очередь. Особенно зимой и в плохую погоду. Не секрет, что много дорожно-транспортных происшествий происходит именно по вечерам — во-первых, потому, что просто не видно, а во-вторых, потому, что сложно оценить расстояние.

Разве это влияет?

При отсутствии четких изображений два глаза работают вме­сте не совсем правильно, а между тем именно совместная работа обоих глаз необходима для объемного зрения и восприятия расстояния. Попробуйте закрыть один глаз и определить, насколько далеко находится предмет, или дотронуться до него карандашом — это не так просто. Так вот, если изображение в обоих глазах одинаково четкое, то мозгу просто его совместить и извлечь информацию о расстоянии. А если размытое, то могут произойти ошибки. Думаю, не нужно объяснять, во что может вылиться такая ситуация на скользкой дороге.

Бытует мнение, что для автомобилистов оптимально подходят желто-оранжевые очки

Не совсем. Такие очки действительно популярны, но убирают они только хроматические аберрации.

То есть искажения цвета?

Видите ли, свет разного цвета по-разному преломляется в любой линзе, в том числе и в глазу. Уменьшение цветового разнообразия картинки — то есть сужение диапазона длин волн — приводит к повышению четкости зрения. На этом принципе основано и действие противотуманных фар, и уличное освещение — вы обращали внимание, что оно желто-рыжее? Рыжего цвета и специальные очки для вождения. Но необходимо учитывать важный момент — ночью они не вполне удобны, поскольку уменьшают поток света, впадающего в глаз.